В прошлом году театр «Школа современной пьесы» пережил пожар и переезд в новое здание. Эти события всегда несут в себе большую долю испытаний. Ведущий актер театра Владимир Качан рассказал «Театралу» о том, как коллектив преодолел трудности, и какие задачи им еще предстоит решать.
– Владимир Андреевич, как артисты пережили бедственное положение, в котором оказались по воле стихии?
– Как ни странно, но мы пережили это с успехом, я бы так выразился. Потому что никто не грузил себя трагедийностью или драматизмом случившегося. Как-то все прошло весело. Во-первых, очень быстро дали вот это помещение (ДК им. Серафимовича – «Т»). Во-вторых, его с рекордной, совершенно немыслимой скоростью превратили во вполне полноценное театральное здание. Поэтому очень быстро произошла адаптация театра и всей труппы к этому помещению. К тому же появились надежды на восстановление здания на Неглинной. И, слава богу, нам помогли и Попечительский совет, и департамент культуры Москвы.
И потом, у нас есть наш художественный руководитель Иосиф Райхельгауз. О нем можно говорить что угодно, можно его критиковать, как режиссера, как человека, который определяет репертуарную стратегию театра, но что он феноменальный организатор – этого у него никогда не отнимешь. Мы с Володей Стекловым, когда он еще работал у нас, назвали Иосифа Леонидовича затейником, в том смысле, что он постоянно генерирует какие-то идеи. И пусть эти идеи воплощают иногда другие люди, тем не менее, большинство из них реализуются. Я очень давно знаю Иосифа Леонидовича, у него такой характер – любая беда его активизирует. Поэтому после пожара он стал бешеным образом делать все, чтобы жизнеспособность театра сохранилась. И вместе со своей командой сделал так, что труппа пережила все без душевных надломов и травм.
– При пожаре погибла часть декораций, костюмов и, наверное, не все спектакли удалось перенести на новую сцену…
– Да, но и по этому поводу печали не было. Потому что многие спектакли морально устарели, и их все равно надо было снимать с репертуара. Мне лично жалко только одного спектакля – оперетты «Чайка». Это был озорной веселый шутливый спектакль с мягким юмором, иронией по отношению к самим себе, и с хорошей музыкой. Но он плохо окупался, поскольку в нем много действующих лиц и еще оркестр, всем надо платить, а сборы были слабенькие. И поэтому он снят по крайней мере сейчас.
Но зато появилась свежая кровь в виде «Спасите камер-юнкера Пушкина» и других спектаклей, на которые люди ходят, и они позволяют театральному коллективу существовать в здоровом режиме.
– В новом сезоне театр выпустит несколько премьер. Вы будете заняты в них?
– Пока я ничего об этом не знаю. Вообще в этом театре так заведено, что роли мне предлагают, а я уже решаю, буду ли играть. Сейчас в моих планах есть один проект, говорить о котором пока рано, но могу сказать, что в числе создателей есть одна коммерчески привлекательная фамилия – Давид Тухманов, который написал песни к этому спектаклю. Если получится – хорошо, а нет – даже не вздохну по этому поводу, потому что у меня сейчас и без театра очень много работы. Я продолжаю свою концертно-песенную деятельность и осенью у меня должны состоятся концерты в бард-кафе «Гнездо глухаря» и в Центральном доме литераторов. Если все сложится, буду регулярно выступать с концертами в «Театре музыки и поэзии» Елены Камбуровой. В конце августа выходит моя новая книга «Опять ягодка», ее презентация будет проходить в нашем театре, в «Гнезде глухаря» и в Центральном доме литераторов. Ну, и, конечно, работа в кино – занят сразу в трех картинах, одну снимаем в Крыму.
– Вокруг Крыма постоянно кипят страсти и во многом из-за этого полуострова наши отношения с соседями испортились, вплоть до запрета на гастрольную деятельность артистов. Как вы относитесь к ситуации, когда искусство становится заложником политики?
– Я отношусь к этому почти брезгливо. Мне отвратительна общеполитическая склока, куда ввязываются мои собратья по цеху, что с одной стороны, что с другой. И поэтому я просто отстраняюсь от этого. Иначе не успеешь ни музыку новую сочинить, ни рассказ написать. Мне очень обидно за простых людей на Украине, которые сейчас страдают и становятся жертвами в борьбе политиков за власть и деньги. И как выпутаться из этой истории лично я не знаю, и не хочу даже это комментировать.
А свое отношение к происходящему я бы выразил цитатой нашего философа и пророка Александра Солженицына. Она звучит так: «Чем размашистее идет в стране жизнь политическая, тем более утрачивается жизнь духовная». И на этом точка.
Театрал